Несуществующее слово, рожденное из сочетания казахского и английского языка, WHOMYN представляется для создателей выставки метафорой становления идентичности. Язык традиционно считается одним из основополагающих факторов национальной самоидентификации. Этот привычный подход сталкивается с собственной ограниченностью, если взглянуть на реальность повседневности, где способы коммуникации и поглощения информации едва ли можно зафиксировать лишь на одном языке. Скорее, это всегда симбиоз нескольких языков, на одном мы общаемся с близкими, на другом - с друзьями, на третьем - ведем деловые переговоры. В конечном итоге, этот постоянный процесс совмещения формирует наш образ мысли. WHOMYN - это открытая система. Работы, представленные на выставке в той или иной форме, олицетворяют собой свободный процесс. Они открыты для взаимодействия зрителя, они открыты для соучастия.
Вступая в пространство выставки WHOMYN, зритель проходит через лабиринт, который предоставляет пространство для выбора. В зависимости от того, куда именно вы приведете себя будет зависеть, что именно вы увидите в конце. Работа Nuasi (Асия Нуали) Отбеливание представляет собой метафору личного опыта художницы, которая испытывает трудности с принятием своей “небелой” идентификации и размышляет, что в контексте ее африканских корней быть казашкой для нее означает быть более привилегированной, более “белой”. Пройдя путем Nuasi, вы можете встретить видео работу Леонида Хан Dance on the Carpet. Через образ молодой казахстанки из поколения 1990х автор размышляет о танце идентичности на традиционном атрибуте советских интерьеров - ковре со стены.
Личный взгляд на себя через портреты своих близких представляет Мадина Сағат. Ее работа Metaplasia - это художественная рефлексия через призму чувственного опыта. Взглянуть ближе на себя приглашает и другая художница Интизор Отаниёзова. Пристальный взгляд на другого создает интимную связь, обнажает вас перед другим и позволяет прочувствовать иного. Еще одна работа, рассказывающая о себе через взгляд других, - это полиптих Без названия Жанель Шахан. Отсутствие названия у работы очень красноречиво, ведь художница демонстрирует нам автопортреты, она обнажает себя перед зрителем.
Отходя от личных взглядов, мы начинаем фантазировать о глобальном контексте и казахстанской идентичности в коллажах Перизат Сулейман. Экзотические пейзажи, подчеркнутые яркими красками, в сочетании с черно-белыми архивными фотографиями, создают пространство для поиска самоидентичности отдельной нации в пестром контексте всего мира. Видео-арт Плывущий Ыкыласа Шайхиева демонстрирует человека в потоке растерянности от невозможности сформировать законченную модель самого себя в современном мире плюрализма возможностей и деконструктивности.
Черный ящик Даны Искаковой приглашает зрителя перейти от размышлений к действиям. Зритель становится соучастником поиска того, чем наполнены закрытые кубы Даны. Тайна и загадка - это способ самовыражения художницы, который подчеркивается возможностью открыто выразить себя на черном поле, но только черным же мелом, что не позволит другому прочитать написанное. Черный цвет все поглощает, провозглашает авторка, но он же и все хранит в себе. Карина Иванова также ждет от зрителя активного участия в своем проекте. Интерактивная инсталляция jazziam - это практика письма, которая выходит за пределы выставки. Карина проводит сеансы распознавания себя и своих чувств через написание текстов. Посетителям выставки предоставляется возможность создать собственные тексты, которые сформируют конечную инсталляцию.
История искусства независимого Казахстана знает несколько этапов поиска собственной идентичности. Выставка WHOMYN - это опыт поколения, которое было сформировано в новейшей истории страны. Процесс самоидентификации не прекращается, пока рождаются новые его участники.